Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В ГКДОУ "Детский сад № 9 "Рябинушка" есть кабинет для детей с ТНР.
Кабинеты содержат:
Артикуляционная зона. Содержит наборы: предметных картинок, игровых упражнений, артикуляционных сказок для развития артикуляции и сопровождения артикуляционной гимнастики.
Дыхательная зона. Наполнена разнообразными тренажёрами для развития дыхания.
Зона развития фонематического слуха. Включает в себя дидактические пособия, игры для различения речевых и неречевых звуков «Божья коровка», «Аквариум», «Звуковой дубок», «Звуковая мозаика», Светофорчики», «Звуковые дорожки»
Зона коррекции нарушений звукопроизношения. Содержит зеркало с дополнительной подсветкой, набор зондов. Подобрана литература по автоматизации звуков, дидактические игры и пособия для автоматизации идифференциации звуков.
Зона развития мелкой моторики. Наполнена дыхательными тренажёрами, вертушками, султанчиками, игровые тренажеры: «Цветочная полянка», «Помоги спрятаться», волчки, мини-маски на ручку; картотека пальчиковых игр.
Зона развития психологической базы речи. Содержитигры и пособия дляразвития высшихпсихических функций:памяти, внимания,мышления: «Сложи узор» -кубики Никитина, «Найди отличия», «Кто спрятался на полянке», «Поиск предметов».
Зона формирования лексической и грамматической стороны речи. Зона наполнена предметнымикартинками по разным лексическим темамдля формирования и расширения словаря,а также пособиями и играми на словоизменение,словообразование, предложные конструкции.
Зона обучения грамоте. Включает в себя схемы и фишки для разбора слов, предложений, кассы букв и слогов, магнитную доску, азбуку, дидактические игры для обучения чтению: «Слоговое домино», «Найди ошибку», «Подбери букву», «Разрезные буквы», «Подбери и прочитай», настенное панно «Город букв».
Зона развития связной речи. Включает игры и пособия, формирующие у детей умение строить собственное высказывание, наборы предметных и сюжетных картинок по лексическим темам для составления разных видов рассказов, схемы для составления описательных рассказов, наборы текстов для пересказов.
Объекты для проведения практических занятий
Кабинет учителя - логопеда. Физкультурный и музыкальный зал.
Библиотека
В ГКДОУ "Детский сад № 9 "Рябинушка" библиотека отсутствует. Книги для детей и педагогов находятся в методическом кабинете.
Спортивные объекты
Музыкальный (физкультурный) зал располагаются на втором этаже детского сада. Цвет стен, пола, подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Оборудование установлена в контексте общей композиции. Освещение соответствует нормам СанПИНа.
С учетом задач работы помещение территориально включает несколько зон, которые имеют специфическое назначение и соответствующее оснащение.
Зона занятий по физической культуре:
Музыкальный (спортивный) зал, шведские стенки, кубы, гимнастические скамейки лестницы, обручи, мячи, музыкальный центр, полки для хранения инвентаря, гимнастические маты, ортопедические дорожки, гимнастическое бревно, баскетбольные кольца, фитболы,.
Образовательная область физическая культура направлена на:
-развитие физических качеств (сила, скорость, гибкость, выносливость, координация),
-накопление обогащение двигательного опыта (овладения основными видами движения),
-формирование потребности в двигательной активности.
Виды деятельности:
-утренняя гимнастика,
-занятия по физической культуре,
-физкультурные досуги, праздники, развлечения,
-консультативная работа,
-индивидуальная работа с детьми.
Технические характеристики:
-освещение естественное 4 больших окна,
-освещение искусственное лампы дневного света с защитой,
-уровень освещенности норма,
-наличие системы пожарной безопасности имеется,
-наличие системы отопления имеется,
-возможность проветривания помещения имеется,
-поверхность пола (удобная для обработки) имеется.
Набор материалов и оборудования, необходимых для организации физического развития
Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Разнообразие оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).
Для ходьбы, бега, равновесия:
1.Доска, комбинированная ребристая.
2.Дорожки массажные.
3.Коврики гимнастические
4.Скамейка гимнастическая.
5.Канаты.
6.Кегли.
Для прыжков:
1.Маты гимнастические
2.Скакалки
3.Деревянные стойки
4.Деревянные кубы
5.Мячи ( фитбол)
Для метания, бросания, ловли:
1.Кольца баскетбольные
2.Сетка
3. Щит для метания в цель
4.Мячи разного диаметра
5.Корзины пластиковые
6.Мешочки с песком
Для ползания и лазанья
1.Гимнастические скамейки
2.Гимнастические дуги
3.Шведская стенка
Для общеразвивающих упражнений:
1.Мячи разного диаметра
2.Гимнастические палки
3.Кегли
4.Платочки
5.Короткие шнуры
6.Скакалки
7.Флажки
8.Ленты
9.Обручи
Инновационные технологии:
Оздоровительная гимнастика для детей 3 – 7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики. – Пензулаева Л. И. Тематические подвижные игры для дошкольников М. М. Борисова.
Необычные физкультурные занятия для дошкольников авт. Сост. Е. И Подольская.
Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет: фитбол-гимнастика: конспекты занятий/ авт. Сост. Н. М. Соломенникова, Т. Н. Машина
Средства обучения и воспитания
Образовательная деятельность учителей-логопедов
В ГКДОУ функционирует 2 логопедических групп: 1 средняя, 1 старшая. В группы отбираются дети с диагнозами Общее недоразвитие речи (ОНР) I, II,III уровней.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
У детей с ОНР I уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР I уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР I уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР I уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.
В речи детей с ОНР II уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР II уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети неправильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР II уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР II уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.
Дети с ОНР III уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР III уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР III уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.
Задачей работы ГКДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду. Деятельность учителей-логопедов предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.
Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.
Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.
По окончании коррекционного этапа наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной повседневной речи.
Занятия проводятся как индивидуально, так и подгруппами. Подгрупповые занятия проводятся по развитию речи, по ознакомлению с элементами грамоты.
Учителя-логопеды строят свою работу на основе:
· типовой образовательной программы «Растим личность»;
· программы «Преодоление общего недоразвития речи III уровня у детей старшего возраста»;
· основной образовательнойпрограммы ДОУ;
· программы коррекционно-развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи II и III уровня «Говорим правильно»;
· программы коррекционно-развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи I уровня «Говорим правильно».
Предметно-развивающая среда речевых кабинетов соответствует требованиям Программы. Кабинеты разделены на зоны: коррекционную, образовательную, игровую.Образовательное пространство логопедических кабинетов различными средствами обучения и воспитания, которые позволяют осуществлять коррекционную деятельность и развитие речевой активности всех воспитанников.
Логопедические кабинеты имеют необходимые средства гигиены: вату, спирт, салфетки, шпателя, логопедические зонды, индивидуальные зеркала. У настенных зеркал есть подсветки для работы и шторки. Все логопеды выполняют санитарно- гигиенические требования, осуществляют контроль за правильной осанкой детей во время работы за столами, сменой поз в течение занятия, проводят физминутки.
В логопедических кабинетах имеется специальная коррекционная литература, магнитные доски, наглядные материалы, дидактические игры по разделам:
· развитие артикуляционной моторики,
· развитие мелкой моторики,
· развитие высших психических функций,
· звукопроизношение формирование фонематического слуха,
· лексико-грамматические категории,
· связная речь,
· подготовка к обучению грамоты.
Учителя-логопеды детского сада используют в своей работе современные методики Н.В. Нищевой, Н.Е. Арбековой, Т.А. Ткаченко, Мурашковской И.Н, ЛЕГО-технологии, песочную терапию.
Логопедами разработан и изготовлен разнообразный дидактический и раздаточный материал, обеспечивающий внедрение инновационных методов и приёмов в работу с детьми.
Для индивидуальной работы с детьми учителя-логопеды используют сигнальные карточки, наборы букв и слогов, слоговое лото, модели предложений; имеется большое количество настольно - печатных игр, таких как «Фразовый конструктор», комплект игр по развитию фонематического восприятия,альбомы по автоматизации и дифференциации звуков и другие игры, способствующие развитию произвольной памяти, мышления и речевой активности.
Во всех группах используются современные компьютерные технологии, что даёт возможность улучшить качество работы педагогов.
Учителя-логопеды каждой группы ведут обязательную документацию:
Перспективный план коррекционной работы.
Планы – конспекты фронтальных занятий (календарный план).
Планы индивидуальных занятий.
Речевые карты на каждого ребенка.
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателями.
Циклограмму деятельности учителя – логопеда. Расписание занятий (утвержденное руководителем)
График работы кабинета. (утвержденный руководителем)
Паспорт кабинета.
Журнал учета ежедневного посещения детьми ДОУ.
Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения к вопросу коррекции звукопроизношения:
1 – пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций логопеда;
2 – завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще находится в процессе автоматизации.
И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и значительно замедляет весь процесс коррекции. В помощь родителям для каждого ребенка ведется тетрадь взаимосвязи с родителями, в которой записывается весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям. Тетрадь приносят в детский сад каждый понедельник, а в конце недели забирают домой для повторения материала.
Сотрудничество с родителями в дошкольном учреждении проводится в разных формах: индивидуальные и подгрупповые консультации, родительские собрания, мастер-классы, информационные стенды в родительских уголках по профилактике речевых нарушений в домашних условиях.
Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школу.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания ГКДОУ № 9 не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Специальные условия питания
В нашем детском саду организованно бесплатное сбалансированное и качественное питание.
Ответственный за питание:
- Старшая медсестра Гнилицкая Елена Владимировна;
- Шефповар Сычева Виктория Викторовна.
Правильно организованное питание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ является важным фактором в формировании роста и развития ребенка, его здоровья не только на данный момент, но и в будущем. Организация питания независимо от типа дошкольного учреждения и времени пребывания в нем ребенка должна базироваться на следующих принципах:
• правильная организация режима питания;
• адекватная энергетическая ценность пищевых рационов
(не менее 70 %), соответствующих энерготратам детей;
• сбалансированность рациона по всем необходимым пищевым ингредиентам (белки, жиры, углеводы, витамины, макро- и микроэлементы);
• использование адекватной технологической и кулинарной работки продуктов, обеспечивающей высокие вкусовые качества блюд и сохранность пищевой ценности продуктов;
• соблюдение всех санитарно-гигиенических требований предъявляемых к получению и транспортировке продуктов, местам и условиям их хранения, кулинарной обработке (учитывая специфику ДОУ), раздаче блюд, обработке посуды в групповых ячейках;
• осуществление ежедневного контроля за выполнением санитарно-гигиенических требований;
• учет (насколько это возможно в ДОУ) индивидуальных особенностей детей.
В дошкольных учреждениях ежедневно заведующий вместе медицинским работником составляют меню-требование на основании примерно 10-дневного или двухнедельного меню. Меню представляет собой перечень блюд, входящих в дневной рацион ребенка. При составлении меню исходят из физиологических потребностей ребенка в различных пищевых веществах.
Дети должны получать питание 4 раза в сутки с интервалами между приемами пищи не более 4 ч. Завтрак составляет 25 % от суточной энергетической ценности рациона, обед — 35 %, полдник — 15 — 20 %, ужин — 25 %.
На завтрак следует давать каши, овощные пюре или другие плотные блюда, а также горячие напитки: чай с молоком, кофе, какао, на ужин лучше молочно-овощную пищу при ограниченном количестве жидкости. Обед должен включать в себя первое жидкое блюдо, второе — преимущественно мясное или рыбное, а третье — сладкое блюдо. В течение одного дня однородные блюда не должны повторяться. Используя один и тот же продукт в течение недели, следует варьировать приготовление из него блюд: например, картофель отварной, картофельные котлеты, картофельное пюре и т.д.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет старшая медсестра МБДОУ № 9 Гнилицкая Елена Влвдимировна.
Доступ к информационным системам
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют.
Специальные технические средства обучения
В ДОУ № 9 есть:
- 1 компьютер;
-1 принтер;
Пособия для проведения арт. гимнастики (настольно-печатные игры, карточки с упражнениями по арт. гимнастики). Авторское пособие «Часы» по арт. гимнастике.
Пособия по постановке, автоматизации и введению в речь звуков речи.
Комплексы арт. упражнений в играх «Лабиринты».
Коллекция дидактических игр: «сдуй бабочку», «ветерок», «вертушки», «подуй на цветочек», «забей гол в ворота».
Картотека игр и упражнений по развитию речевого дыхания.
Пособие по развитию речевого дыхания: «покачай листочки», «танец зонтика».
Коллекция предметных картинок по основным лексическим темам.
Коллекция игрушек по лексической тематики: дикие и домашние животные, насекомые, ягоды, фрукты, транспорт.
«Шнуровки», «Пальцеходы», «Конструкторы», «Мозаики», мячи различной структуры. Картотеки игр упражнений и игр по работе над мелкой моторикой.
«Пальчиковые дорожки» различной структуры.
Сенсорные коробки и подносы с крупами.
Пособия и дидактические игры по работе над всеми компонентами речи.
Методическая и учебно-игровая литература.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе ДОУ № 9 отсутствуют.