Независимая оценка качества образования
Результаты оценки качества образования
Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.
Независимая оценка качества образования - оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования.
Принципы проведения оценки качества образования
Независимая оценка качества образовательной деятельности
Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.
Независимая оценка качества образования - оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования.
1. Что вкладывают в понятие «качество образования» участники образовательных отношений
Участники образовательных отношений по-разному определяют «качество дошкольного образования»:
- родители воспитанников соотносят его с развитием способностей и индивидуальности детей, уровнем их подготовленности к дальнейшему обучению в школе;
- для воспитателей качество означает наличие качественного образовательного плана, методических материалов и развивающей предметно-пространственной среды ДОО, соответствующей требованиям ФГОС ДО;
- для воспитанников качество образования связано с климатом в группе и уровнем организации жизнедеятельности детско-взрослого коллектива;
- для общества качество связано с теми ценностными ориентациями, и более широко — ценностями воспитанников, которые найдут свое выражение, например, в социализации и последующей учебной деятельности.
2. Системный подход к качеству образования
С точки зрения системного подхода качество образования как интегративный системный объект — это качество не только конечных результатов, но и всех процессов, которые влияют на конечный результат.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет качество образования как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки детей, которая выражает степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в т. ч. степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Система качества образования в ДОО синтезируется из качества целей, условий, процесса, конечного результата.
3. Компетентностный подход к качеству образования
Компетентностный подход — одно из важных концептуальных положений обновления содержания дошкольного образования.
Он реализуется, если:
- воспитатели моделируют жизненные ситуации, в ходе которых воспитанники осваивают разные виды деятельности (коммуникативную, игровую, познавательно-исследовательскую, изобразительную и др.), приобретают необходимый социальный опыт;
- педагоги внедряют интерактивные образовательные технологии, которые требуют демонстрации уровней позитивного развития детей дошкольного возраста;
- администрация ДОО обеспечивает общественно-государственное управление для реализации запросов потребителей образовательных услуг и ответственность детского сада за результаты деятельности;
- администрация ДОО обеспечивает социальное партнерство;
- администрация ДОО внедряет стимулирующие системы оплаты труда воспитателям за «точки прироста»;
- администрация ДОО привлекает общественных экспертов для оценки качества деятельности ДОО;
- администрация ДОО совершенствует управление с учетом провозглашенных приоритетных направлений в образовательной политике и т. д.
Чтобы реализовать основную миссию ДОО — полноценное проживание ребенком всех периодов детства и подготовка его к жизни — необходимо принципиально изменить отношения ДОО с внешней средой. Такие отношения должны обеспечивать:
- открытость ДОО;
- ориентацию на потребности местного сообщества и активный поиск социальных партнеров и источников дополнительного ресурсного обеспечения (финансового, информационного
и т. п.); - адекватность и своевременность реакции ДОО на изменения внешней среды.
Также администрация и педагоги должны уделять внимание качественным изменениям внутренней среды ДОО (реализации современных образовательных технологий, уровню профессионализма воспитателей, организационной культуре).
Качественные изменения внутренней среды ДОО обеспечивают:
- адаптивность, комфортность и успешность воспитания и образования детей;
- освоение педагогами продуктивных образовательных технологий;
- оптимальное соотношение видов деятельности воспитанников, их интеллектуальной, эмоциональной и физической активности;
- развитие толерантности и реализации субъектной позиции всех участников образовательных отношений.
Кроме того, чтобы обеспечить качество образования, необходимо формировать и развивать социальные компетенции у воспитанников и профессиональные компетенции воспитателей.